Экологическое просвещение начинается со школьной скамьи
Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у школьников системы знаний и убеждений, побуждающих их к бережному отношению к природе, к разумному использованию природных ресурсов.
Цели экологического воспитания:
Формирование экологической культуры:
- Осознание ценности природы.
- Понимание взаимосвязи человека и природы.
- Готовность к действиям по защите окружающей среды.
Развитие экологического мышления:
- Умение анализировать экологические проблемы.
- Находить пути решения этих проблем.
- Предвидеть последствия своих действий для окружающей среды.
Воспитание бережного отношения к природе:
- Соблюдение правил поведения на природе.
- Экономия природных ресурсов.
- Участие в природоохранных мероприятиях.
Основные направления экологического воспитания:
- Образовательное: изучение основ экологии, природопользования, охраны природы.
- Воспитательное: формирование экологических убеждений, ценностей, норм поведения.
- Практическое: участие в природоохранных мероприятиях, акциях, проектах.
Формы и методы экологического воспитания:
- Уроки: биология, география, химия, окружающий мир.
- Внеклассные мероприятия: экскурсии, викторины, конкурсы, игры, праздники.
- Проектная деятельность: исследовательские, природоохранные, социальные проекты.
- Агитационная работа: выпуск листовок, плакатов, стенгазет.
В школах РФ экологическое воспитание осуществляется:
- В рамках учебного плана: на уроках биологии, географии, химии, окружающего мира.
- Во внеурочное время: кружки, факультативы, клубы.
- В рамках школьных мероприятий: акции, праздники, субботники.
Эффективность экологического воспитания зависит от:
- Согласованности действий: учителей, родителей, общественности.
- Использования современных методов: интерактивных, игровых, проектных.
- Личного примера: учителей, родителей, других взрослых.
Экологическое воспитание – это важный фактор формирования экологически грамотной личности, способной решать задачи устойчивого развития общества.
В рамках экологического воспитания в школах РФ были введены следующие предметы:
- Основы экологии:
Изучается в начальной и основной школе.
Дает представление о законах природы, взаимосвязи человека и природы, экологических проблемах.
- Экология:
Изучается в старшей школе.
Дает более глубокие знания о биосфере, экосистемах, антропогенном воздействии на природу.
- Экономика природопользования:
Изучается в старшей школе.
Дает знания о рациональном использовании природных ресурсов, охране окружающей среды.
- Биология:
Изучается во всех классах.
Дает знания о живых организмах, их взаимосвязи с окружающей средой.
- География:
Изучается во всех классах.
Дает знания о природных зонах, ресурсах, проблемах окружающей среды.
- Химия:
Изучается в основной и старшей школе.
Дает знания о химических веществах, их влиянии на здоровье человека и окружающую среду.
- Физика:
Изучается в основной и старшей школе.
Дает знания о физических явлениях, их влиянии на окружающую среду.
Помимо предметов, в школах РФ также используются:
- Элективные курсы: по экологии, природопользованию, охране природы.
- Факультативы: по биологии, географии, химии, физике.
- Кружки: по экологии, юных натуралистов, защитников природы.
- Проектная деятельность: по экологическим проблемам.
- Внеклассные мероприятия: экскурсии, викторины, конкурсы, игры, праздники.
Экологическое воспитание – это важный фактор формирования экологически грамотной личности, способной решать задачи устойчивого развития общества.